Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

Логопедический кабинет организован с целью оказания своевременной помощи детям, имеющим нарушения в развитии речи.

Цель: создание необходимых условий для коррекционного обучения дошкольников с речевыми дефектами.

Задачи:

  • обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и речевой помощи;
  • проведение индивидуальных и групповых логопедических и психологических занятий;
  • развитие артикуляционных навыков;
  • преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов;
  • формирование грамматически правильной речи;
  • формирование связной речи;
  • развитие навыков звукового анализа и синтеза;

Организованная предметно – пространственная развивающая среда логопедических кабинетов способствует целенаправленному формированию эмоционально-положительного психологического климата в процессе обучения детей и обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства кабинета в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа

  • с учетом особенностей и коррекции недостатков их развития;
  • обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и логопеда;
  • обеспечивает реализацию программы коррекционного обучения, учитывая возрастные особенности детей.

Пространство для учебно-познавательной деятельности в логопедическом кабинете оформлено с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. В нем размещаются столы и стулья, подобранные по росту детей. В кабинете достаточное естественное основное и искусственное освещение, дополнительное освещение над зеркалом, стены кабинета выкрашены в светло-зеленые тона.

При организации ППРС логопедического кабинета соблюдены основные принципы ФГОС дошкольного образования: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.

Предметно-развивающая среда обладает мобильностью, быстро реагирует на изменяющиеся и формирующиеся в коррекционном воспитательном процессе потребности и возможности ребёнка, регулярно обогащается такими элементами, которые стимулируют познавательную, двигательную и иную активность детей.

В соответствии с направлениями работы помещение логопедического кабинета можно условно разделить на несколько основных центров:

1. Коррекции звукопроизношения

2. Развития речевого дыхания

3. Развития мелкой моторики

4. Преодоления ОНР

5. Развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза

6. Формирования лексико-грамматического строя

7. Обучения грамоте

8. Развития связной речи

9. Методического сопровождения

10. Информационный центр

11. Рабочее место учителя-логопеда и ТСО.

1. Центр коррекции звукопроизношения, в котором находятся: зеркало, рабочий стол, логопедические зонды, комплексы артикуляционной гимнастики и практический материал, игрушка «Лягушонок» для проведения артикуляционной гимнастики, артикуляционный куб, альбомы и картинки для автоматизации и дифференциации звуков всех групп, картотека упражнений по преодолению гиперсаливации, для растягивания подъязычной связки, профили звуков, настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп, звуковички –звуковые человечки (гласные и согласные звуки, логопедические тетради на звуки (свистящие, шипящие, сонорные, аффрикаты, игры для автоматизации и дифференциации звуков, тексты для автоматизации поставленных звуков.

2. Центр развития мелкой моторики, в котором находятся мелкие предметы и игрушки, стихи и упражнения для развития ребенка (пальчиковой гимнастики, лекала, камушки Марлбс, цветные и простые карандаши, трафареты по лексическим темам, картинки для раскрашивания и штрихования, удочка с магнитами, материалы для самомассажа пальцев рук (шарики «Су-Джок», грецкие орехи, каштаны, различные шнуровки, мозаики, сухой бассейн.

3. Центр развития речевого дыхания и фонального восприятия включает в себя дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития речевого дыхания: снежинки, бабочки, мыльные пузыри, ромашка, птички, и т. д. детские музыкальные инструменты.

4. Центр по преодолению ОНР включает предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок, загадки по лексическим темам, папки на лексические темы;

Игры на развитие внимания, памяти, мышления: «Развиваем внимание», «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «1000 занимательных игр», «Развиваем память», «Что перепутал художник» и т. д.

5. Центр развития фонематического слуха и звукового анализа и синтеза включает сигнальные кружочки, кубики для звуко-буквенного анализа, «Птички», звуковые линейки, коврики, полоски для анализа предложений, цветные мячики, предметные картинки на дифференциацию звуков; тексты на дифференциацию звуков, игровой материал для работы над звуко-слоговой структурой слова, темпо-ритмической стороной речи «Делим слова на слоги», «Раз, два, три - слоги повтори».

6. Центр развития лексико–грамматической стороны включает альбомы «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет – Н. Э. Теремкова», альбом по развитию речи –В. С. Володина, грамматика в картинках «Говори правильно», «Многозначные слова»,«Антонимы», «Множественное число» ,«Словообразование», «Один-много», игры «Мир вокруг нас», «Развиваем речь», «Скажи по другому», «Слова наоборот», «Говорящие слова» и т. д.

7. Центр обучения грамоте представлен букварем Н. С. Жуковой, буквами, кассами букв. Имеются: лото с буквами, кубики с буквами, схемы предложений, домино с буквами, игры «Найди и прочитай», «Я учу буквы», «Словарные слова», «Умные сказки», «Первые буквы», «Ребусы», книги для чтения, картинки с текстами для чтения, карточки для составления слов.

8. Центр развития связной речи

Здесь имеются предметные картинки для составления описательных рассказов, сюжетные картинки для развития связной речи, картинки с последовательным сюжетом, набор иллюстраций по развитию связной речи, схемы для составления описательных рассказов (мнемотаблицы, 4 пособия «Я учусь пересказывать» - Н. Э. Теремкова, 4 наглядно-дидактических пособия «Времена года», рассказы цепной структуры, игра «Что перепутал художник», «Глаголы в картинках», веселые уроки «Противоположности», «Маленькие слова», «В парке», «Секреты предлогов и падежей», «Занимаемся вместе» Н. В. Нищева - 4 пособия

9. В центре методического сопровождения имеются альбомы с наглядным материалом для логопедического обследования А. Я. Малярчук, Володина В.С ,  «Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3 – 6 лет с речевыми нарушениями» Т.В. Кабанова, 2010г., речевая карта ребенка с ОНР от 4 до 7 Н. В. Нищевой, справочная литература по дефектологии, логопедии и детской психологии; методическая литература по коррекции звукопроизношения; по преодолению ОНР (общего недоразвития речи); учебно-методическая литература по обучению грамоте; учебно-методические планы по разделам коррекции и развития речи.

10. Информационный центр, где размещаются документация логопеда: нормативно-правовая база. Законы РФ, положение и документы, регламентирующие работу логопедического кабинета ОУ, функциональные обязанности учителя-логопеда ОУ, должностная инструкция учителя – логопеда, паспорт логопедического кабинета, копии выписок ПМПК, речевые карты, годовой план, календарный план учителя-логопеда, режим работы, тетради детей, план по самообразованию, отчеты за год, папки работы с родителями и воспитателями.

11. Центр ТСО (технических средств обучения), в котором располагаются магнитофон, аудиотека и нэтбук.

Кабинет предназначен для индивидуальной консультативной и коррекционной работы с детьми и консультативной работы со взрослыми. Групповая работа, в соответствии с планом, проводится в групповой комнате.

Развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога-психолога соответствует принципу необходимости и достаточности для организации коррекционной работы, методического оснащения воспитательно-образовательного процесса.

Цель: создание условий для психического развития ребенка: речевого, интеллектуального, эмоционального, социального.

Задачи:

  • Продолжать работу по развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
  • Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми, с учетом индивидуальных возможностей и потребностей.
  • Совершенствовать работу с родителями: поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в гармоничном развитии детей и его социальной адаптации.
  • Повышать уровень специальных знаний в области коррекционной педагогики путем самообразования, участия в методических объединениях, семинарах. 

Формы учёта деятельности и отчётность педагога - психолога

  • План работы педагога-психолога образовательного учреждения.
  • График работы (Циклограмма).
  • Аналитический отчёт о работе педагога-психолога за учебный год.
  • Индивидуальные карты детей.
  • Список воспитанников для коррекционной- развивающей работы.
  • Программы коррекционно-развивающих занятий.
  • Журнал консультаций психолога.
  • Журнал учёта групповых форм работы.
  • Журнал учёта диагностических исследований.
  • Журнал отзывов о мероприятиях, проводимых педагогом- психологом.
  • Диагностический и психокоррекционный инструментарий для работы с детьми разного возраста.
  • Бланки для регистрации результатов обследования

Перечень методических средств кабинета

Диагностический материал

  • Тест Тэммл, Дорки, Амен (для девочек, (для мальчиков) 5 лет
  • Тест Е. Торренса. Диагностика креативности. 5 лет
  • Тест детской апперцепции 4 лет
  •  Методика «Улицы» модификация (методики Дембо-Рубинштейн) 6-7 лет
  • Диагностика психического развития детей. Т. Д. Марциковская  3 лет
  • Проективная методика «Кактус» 3 лет
  • Коса-Бирмана методика «Заколдованная Семья» 4 лет
  • Рисуночная методика «Разноцветные домики» Н. И. Ганошенко, И. В. Тихомиров. 4 лет
  • Методика выявления уровня развития коммуникативной деятельности детей 3-7 лет (М. И. Лисиной) 3 -7 лет
  • Методика С. А. Шеина
  • Методика уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко
  • «Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе. О. С. Михалюк, А. Ю. Шалыто

Материал для продуктивной деятельности (альбомы для рисования, цветная бумага, цветной картон, цветные карандаши, простые карандаши, гуашь, пластилин)

Дидактические пособия

Игры на развитие тактильных ощущений

  • Тактильные варежки.
  • Тактильные дощечки.
  • Тактильные шары (набор).
  • Тактильные планшеты (набор).
  • Деревянные фигурки (чудесный мешочек).

Учебно-игровые пособия

  • Цветные счетные палочки Кюизера.
  • Цветные кубики Никитина «Сложи узор».
  • Учебно-игровое пособие «логические блоки Дьенеша».
  • Домино.
  • Логический квадрат.
  • Лото для детей и родителей.
  • Дидактическое пособие «Цветные часы».
  • Мозаика.
  • Шнуровка «сырный ломтик».
  • Шнуровка «грибок»
  • Шнуровка «яблоко».
  • Шнуровка «Кораблик».
  • Шнуровка «бусы» (мешочек).
  • Шнуровка «Бусы» (баночка).
  • Шнуровка «Листик».
  • Шнуровка «одень львенка».
  • Пирамидка.
  • Неваляшка.
  • Матрешка.
  • Набор мелких игрушек «Киндер».

Настольно- печатные пособия

  • Методические советы по использованию комплекта игр и упражнений с цветными палочками Кюизера.
  • Демонстрационный материал к логическим блокам Дьенеша.
  • Альбом заданий «Чудо-кубики» к кубикам Никитина (4-8 лет).
  • Альбом заданий «Чудо-кубики» к кубикам Никитина (2-5 л).
  • Альбом эмоций «Учимся понимать друг друга».

          Дидактические куклы и игрушки.

  • Кукла Маша.
  • Персонаж кукольного театра «Девочка».
  • Персонаж кукольного театра «Мальчик».
  • Персонаж кукольного театра «Медведь».
  • Персонаж кукольного театра «Лиса».
  • Персонаж кукольного театра «Волк».
  • Персонаж кукольного театра «Колобок».
  • Мягкая игрушка «Слон».
  • Мягкая игрушка «Мышка».
  • Игрушка перевертыш «Горе –радость».

          Аудио кассеты и диски

  • Тропический рай.
  • Голоса животных птиц.
  • «Времена года» Вивальди.
  • Штраус.
  • Музыка для медитаций.
  • Лес. Волшебная музыка для детей.
  • Луг. Волшебная музыка для детей.
  • Звуки природы для релаксации.
  • Успокаивающая музыка для мам и малышей.
  • Океанский прибой.

Также в кабинете имеется стендовая информация и учебно-методическая литература.

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

Организация пространства. Музыкально-спортивный зал в детском саду предназначен для решения основных задач музыкального и физического развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В данном зале осуществляется работа по следующим направлениям: физкультурные и музыкальные занятия, зарядка, динамические часы, праздники, развлечения, игры, хореография и многое другое. Развивающая предметно-пространственная среда музыкально-спортивного зала соответствует возрастным особенностям обучающихся, требованиям СанПиН, правилам пожарной безопасности, содержанию образовательного процесса, интересам и потребностям дошкольников. Пространство зала условно делится на две зоны: спокойную и активную.

Активная зона включает в себя достаточно большое и свободное пространство для музыкального движения, где дети выполняют музыкально-ритмические упражнения, занимаются зарядкой, играют и танцуют. В активной зоне отсутствует мебель, стеллажи и декорации. Фортепиано расположено так, чтобы музыкальный руководитель мог видеть всех детей. Атрибуты и раздаточный материал, необходимый для упражнений, танцев и игр в этой зоне не находится постоянно, а заносится, по мере необходимости.

Спокойная зона  является самой важной и значимой для музыкального и физического воспитания. Здесь ребёнок слушает, поёт, учится воспринимать музыку! Сидя на стульях, дети могут спокойно рассматривать наглядный материал, отвечать или рассказывать. Слушать, мечтать! У них происходит интенсивное развитие интеллектуальной, эмоциональной сферы личности. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента (пианино); пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять; столика, если нужно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации; музыкальный центр, а также мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук), музыкальный центр. Так же в спокойной зоне проходят беседы с детьми о здоровье, спорте, индивидуальная работа с воспитанниками по физическому развитию.

В зале поддерживается необходимый температурный режим, проводится систематическое проветривание, кварцевание, влажная уборка. Большое внимание уделяется оформлению центральной стены, особенно во время проведения праздничных утренников.

Наличие оборудованных библиотек

Библиотека

Библиотека в ДОУ расположена в методическом кабинете, где собран фонд литературы и необходимых материалов для работы с детьми, их родителями (законными представителями) и педагогами.

В методическом кабинете имеется учебно-методическая литература для педагогов и специалистов, библиотека детской литературы, дидактические пособия, картотеки, наглядные материалы для осуществления различных видов деятельности с обучающимися.

Методическая литература размещена по разделам:

  • Физическое развитие
  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

В методическом кабинете имеются издания проф.направленности: "Дошкольное воспитание".

Библиотечный фонд ДОУ регулярно пополняется.

В методическом кабинете имеются 2 рабочих стола, 1 компьютер, 1 принтер, выход в сеть интернет.

Наличие оборудованных объектов спорта

Физкультурный зал располагается на первом этаже, объединён с музыкальным залом, общей площадью – 95,2 кв.м.

Помещение физкультурного зала предназначено для занятий физической культурой, проведения утренних гимнастик, спортивных развлечений, подвижных игр, индивидуальной работы с детьми. В физкультурном зале имеется место для хранения спортивного оборудования вынесено за пределы музыкально-спортивного зала. Зал оснащен современным спортивным оборудованием – маты гимнастические, мячи-фитболы, мячи, степ-платформы, гимнастические палки, обручи, скакалки, гантели, набивные мячи, мелкое раздаточное спортивное оборудование и другое.

Кабинет ЛФК общей площадью – 16,3 кв. метров, находится на первом этаже соответствует требованиям технической эстетики, санитарно-гигиеническим и психологическим требованиям.

Помещение кабинета предназначено для проведения занятий лечебной физкультурой для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В нем есть все необходимой оборудование для занятий лечебной физкультурой (мячи, обручи, мешочки с песком, скакалки, фитболы, ленты, шведская стенка, гимнастические скамейки, гимнастические палки и другое спортивное оборудование). Для занятий ЛФК имеются массажные дорожки, тренажеры для рук и ног. В кабинете имеется кварцевая лампа.

Кабинет массажа общей площадью – 4,5 кв. метров, находится на первом этаже соответствует требованиям технической эстетики, санитарно-гигиеническим и психологическим требованиям. Освещение естественное (1 окно) и искусственное (1 светильник).

Основное назначение кабинета массажа – оздоровление и реабилитационное лечение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

Средства обучения и воспитания в ДОУ

Развивающая предметно-пространственная среда групп систематически пополняется и обновляется в соответствии с методическими, санитарными и иными требованиями силами педагогического коллектива и родительской общественности.

Прогулочные участки оснащены стационарным оборудованием для развития основных видов движений и игр детей.

В зимнее время на участках строятся снежные постройки. На спортивной площадке расчищается участок для проведения физкультурных занятий на свежем воздухе. Для обеспечения двигательной активности детей в холодный период года на улице проводятся подвижные и спортивные игры.

Расположение игрового и спортивного оборудования отвечает требованиям охраны жизни и здоровья детей, их физиологии, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.

Прилегающая территория детского сада способствует разностороннему развитию детей. Дети имеют возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры детского сада.

Педагогический коллектив самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации образовательной программы ДОУ.

Кабинеты специалистов ДОУ также представляют собой зонированное пространство, в развивающую предметно-пространственную среду, которых включены инновационные технологии для коррекционной и индивидуальной работы с детьми с ОВЗ.

Для реализации задач по охране и укреплению здоровья детей в ДОУ созданы необходимые условия: оборудован медицинский блок, выполняются санитарно – гигиенические требования, разработан рациональный режим дня и сетка занятий в соответствии с требованиями СанПиН.

Деятельность воспитанников организована с учетом состояния их здоровья и интересов и направлена на удовлетворение их потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых, пребывание на свежем воздухе и др.), познавательных, творческих, потребностей в общении. Образовательная работа с дошкольниками направлена на развитие предпосылок учебной деятельности.

Специфика дошкольного учреждения комбинированного вида позволяет использовать большее количество организованных форм работы с детьми: помимо фронтальных и подгрупповых занятий с каждым ребёнком в течение учебной недели проводится ряд индивидуальных занятий узких специалистов – логопеда, психолога, медсестры ЛФК, музыкального руководителя.

Главным условием организации жизни дошкольников является создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности.

При создании предметно-пространственной среды педагоги руководствуются требованиями ФГОС ДО. Все материалы и оборудование создают оптимально насыщенную, целостную, многофункциональную, трансформирующуюся обеспечивают реализацию Основной образовательной программы ДО и Адаптированных образовательных программ ДО для детей ОВЗ (ТНР, НОДА) дошкольного образования в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности дошкольников.

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

В ДОУ № 381 создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников воспитательно-образовательного процесса в условиях информационного общества.

Информационная база оснащена:

Официальный сайт учреждения имеет версию сайта для слабовидящих.

Обучающиеся ДОО  не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ – не предусматривается основной общеобразовательной программой ДОО.

Техническая инфраструктура дошкольного учреждения включает в себя 2 компьютера, 1 ноутбук, мультимедийное оборудование: 1 проектор, 2 МФУ.

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Дополнительные образовательные ресурсы

Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей:

Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - http://www.mon.gov.ru

Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Организация не располагает общежитием, интернатом. Информация о доступе отсутствует

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Сведения специальных технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования лиц с ОВЗ отсутствуют

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie